Aviator.ru, Сергей Мартиросян

Previous Entry Share Next Entry
По ту сторону касалетки: экскурсия по фабрике бортового питания
aviator_ru
Оригинал взят у angryalsв По ту сторону касалетки: экскурсия по фабрике бортового питания
К теме кулинарии, за минувший месяц, я, волей-неволей, обращался уже неоднократно. Тем более, что тема еды может быть весьма плодотворной для журналистов и писателей. Вспомним, к примеру, историю создания произведения "Взлетно-посадочная полоса ноль-восемь", известное так же как "Рейс в опасность". Задумался как-то в процессе авиаперелета один журналист о качестве бортового питания, провел небольшое исследование, подключил фантазию и в итоге написал небольшую, но в одночасье ставшую популярной, пьесу. В историю мировой литературы этот человек вошел не иначе как отец жанра "производственный роман".

Чего скрывать, к еде я отношусь весьма неравнодушно, экскурсии по производствам люблю, в последнее время моя деятельность стала много ближе к журналистской, да и приступы графомании случаются... Нет, на лавры Артура Хейли я не претендую, как бы мне этого ни хотелось, но все может быть, вдруг однажды тоже сочиню что-нибудь этакое, что, может быть, еще и на Букеровскую премию номинируют? :)

Пока у меня таких планов вроде бы нет, но от приглашения, по окончании дегустации произведений высокой кухни, посетить экскурсию по современной фабрике бортового питания я не отказался. Вдруг пригодится в будущем? :)
Ирина Юрьевна Карякина
Тем более, что в роли экскурсовода вызвалась выступить лично директор компании "Домодедово Кэйтеринг Сервис" - Ирина Юрьевна Карякина.


Немного "сухой" статистики - "Домодедово Кэйтеринг Сервис" является крупнейшим предприятием отрасли в России и странах СНГ. На круглосуточном производстве занято более полутора тысяч человек - каждые сутки здесь производится более 80000 рационов: один рацион в секунду! За 8 лет, в ходе реконструкции, мощность производства увеличилась практически в три раза; процесс модернизации и наращивания мощностей продолжается и сейчас.
Но скорость не влияет на качество, оно всегда остается неизменно высоким: на фабрике внедрена система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов, основанная на принципах HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points - "Анализ рисков и критические контрольные точки").

Вообще, бортовое питание - уникальный, по своей сути, вид сервиса. Поварам фабрики бортового питания необходимо решить одновременно несколько задач: создать вкусное блюдо, которое не потеряет своих качеств в процессе транспортировки и последующего разогрева на борту, при этом не используя каких-либо консервантов и, тем более, скоропортящихся продуктов. Более того, среди продукции фабрики бортового питания можно встретить одновременно блюда практически всех стран мира - сотрудники компании периодически проходят специальное обучение, на котором знакомятся с особенностями национальной кухни разных стран.

Производство условно разделено на три сектора: "холодный", "горячий" и "кондитерский" цеха, внутри которых идет свое разделение на участки, в том числе и производящие особые виды рационов - диетические, религиозные и многие другие.

Наша экскурсия началась с посещения "холодного цеха"
В помещениях этого участка всегда поддерживается стабильная пониженная температура и, для предупреждения появления пыли, избыточное давление воздуха - здесь работают с продуктами, термическая обработка которых невозможна. Всевозможные нарезки, фрукты, овощи
участок нарезки колбас

Санитарные нормы в "холодном" цехе самые жесткие, практически как в хирургических операционных - маски, специальные головные уборы, халаты, одноразовые перчатки, и специальные инструкции по особому мытью рук - для полного сходства с медиками не хватает лишь медсестер, помогающих одевать средства защиты.
производство бортового питания

В перерывах между сменами помещение, рабочие места и инструменты тщательно моются и дезинфицируются. Системы кондиционирования оборудованы специальными фильтрами, дополнительно воздух подвергается постоянной обработке кварцевыми лампами. Так же, разумеется, происходит постоянный контроль качества продукции - как при получении исходных ингридиентов от поставщика, так и и на промежуточных этапах.
холодные закуски для питания авиапассажров

В "горячем" цехе единственным послаблением является необязательность использования маски.
мясной цех

Запахи здесь сводят с ума, а объемы производства потрясают воображение
варочный котел

На одной такой "сковороде" одновременно может готовиться более сотни порций еды. А что бы "снять" приготовленную пищу, сотрудникам нет необходимости доставать каждую порцию вручную - эти сковороды легко переворачиваются, это, кстати, упрощает и процесс их очистки.
опрокидная сковорода

Используемое оборудование позволяет приготовлять любые виды пищи. Здесь есть даже самые настоящие коптильни - компания не использует "ароматизаторы, идентичные натуральным": если, по рецептуре, для блюда необходимо копчение, то оно будет производиться самым настоящим образом, на ольховых щепках
коптильни, жаровни

Наша экскурсия происходила уже достаточно поздно вечером, когда на работу заступила ночная смена, и потому некоторые рабочие места пустовали: в ночь вылетает не так много рейсов как днем и вечером, соответственно потребность в готовых рационах уменьшается. А сроки хранения готовой продукции, не смотря на использование специальных технологий заморозки и упаковку продукции в модифицированную газову среду, достаточно жесткие - если складывается ситуация, когда, из-за задержки рейса, сроки хранения продукции выйдут даже в самом завершении полета, то все загруженное на борт самолета питание будет заменено новым.
цех горячего питания

Касалетка! Как много в этом слове… :) Невероятно, но факт - все горячее питание, вне зависимости от класса обслуживания, которому оно предназначается, упаковывается и поставляется на борт самолета именно в касалетках. И те самые произведения высокой кухни, о которых я рассказывал вчера, тоже - на борту, после разогрева, бортпроводники сервируют содержимое касалеток на тарелки, по специальной инструкции
комплектация касалеток

Многие операции производятся на самом настоящем конвейере - комплектовка, заправка, контроль, упаковка, маркировка
пищевой конвейер

Производство и комплектация специальных видов питания происходит на отдельных участках. Бронируя авиабилеты, вы, как правило, можете выбрать основные типы - религиозного или диетического плана. А так же, уведомив авиакомпанию, запросить и особые виды - например лечебное питание. Кстати, подобные спецзаказы для одного пассажира могут повлиять на рацион всего рейса в целом. В истории "Домодедово Кэйтеринг Сервис" был случай, когда авиакомпания запросила особое меню для пассажира, у которого была очень тяжелая аллергия на орехи. В результате работы специалистов фабрики бортового питания, были предприняты все усилия, что бы на этот рейс не было поставлено ни одного продукта, где встречались бы орехи или произведенные из них ингредиенты. Также, среди "необычных", вспоминают заказ на свежевыжатый черничный сок - но для волшебников из "Домодедово Кэйтеринг" нет ничего невозможного, и этот заказ был выполнен.
производство бортового питания

К сожалению, ни фотографии, ни современные средства коммуникации не способны передавать запахов. Самые волнующие запахи на фабрике бортового питания, конечно, в кондитерском цехе...
кондитерский цех

Практически все продукты, поставляющиеся на борт самолета, "Домодедово Кэйтеринг Сервис" производит самостоятельно. В том числе и хлебобулочную продукцию
булочки

Булочки формуются из теста специальным автоматом - но без участия человека не обходится
выпечка хлеба

А на параллельной линии кондитеры творят великолепные пирожные. Скоро здесь, кстати, войдет в строй новый комплекс для производства кондитерских изделий произвольных форм - и ассортимент фабрики пополнится, например, выпечкой в виде логотипов авиакомпаний.
кондитер за работой

Готовая продукция перед отправкой на этап комплектации. Мороженое, на блюдца, будет положено непосредственно перед подачей пассажиру.
круассаны

Скомплектованные рационы на специальных мобильных стеллажах, которые здесь называются "шпильками", отправляются в зону отгрузки.
бортовое питание для авиапассажиров

Перед отгрузкой, все тележки обязательно проверяются сотрудниками службы авиационной безопасности, в том числе и с применением специальной досмотровой техники.
тележки самолет

Своеобразная граница - транспортный коридор, где осуществляется загрузка автолифтов. Вроде бы и территория фабрики - однако, если вы, даже случайно, вышли сюда хоть на секунду, что бы вернуться назад, в производственные помещения, необходимо будет сменить всю спецодежду.
отгрузочный коридор

Знакомые многим специальные автомобили, с помощью которых питание доставляется на борт самолета. К сожалению, нам не удалось застать здесь автолифт Malaghan CT8000, приобретенный специально для обслуживания Airbus A380: пока этот гигант не начал регулярные полеты в Домодедово, новый автолифт обслуживает другие самолеты.
карголифт автолифт пищевой лифт

Если бы Артур Хейли создавал свое произведение, упомянутое в начале, сейчас - это была бы абсолютно фантастическая повесть: питание современным пассажирам поставляется исключительно высокого качества. И любые сенсации, связанные с ним, могут быть только положительными: в минувшем году "Домодедово Кэйтеринг Сервис" были произведены более 20 миллионов рационов - а в обозримом будущем планируют взять и тридцатимиллионную отметку и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом :)

Еще раз хочется выразить благодарность пресс-службе московского аэропорта "Домодедово" и лично директору "Домодедово Кэйтеринг Сервис" Ирине Юрьевне Карякиной за интересное и вкусное мероприятие!



promo aviator_ru february 15, 10:00 44
Buy for 50 tokens
Друзья! Возможно вы помните, в марте прошлого года в рамках проекта Aviator.ru "Полет ради Полета" 120 авиапутешественников, вооруженных до зубов фото и видеотехникой, совершили перелет по маршруту Москва - Нарьян-Мар-Москва. Еще тогда я задумался о том, возможно ли добраться из Москвы в…

  • 1
точно ,не было бы произведения" Полоса 08") там рассказывается о том,как экипаж отравился пищей не от постоянного поставщика,пришлось одному пассажиру,бывшему военному летчику,посадить самолет.С грехом попалам,но все-таки посадил))))

Артур Хейли, Взлетно-посадочная полоса 08.

а 7S тоже получает еду отсюда? я летал сейчас в Грузию их рейсами — еда просто на удивление барахло. Что горячее, что набор в пластике — бедно и невкусно.

Когда уже Сибирь поменяет рацион в "холодном"( на фото в руках у Корякиной)?
Их лаваш с куриным фаршем - феерично омерзителен :(

Это к ним вопрос

Всякая еда вкусная кроме испортившейся.

Фотографии презентации понравились отковенно больше, чем эти...
Технологические интерьеры смотрятся вполне современно, реалистично и тем интересно.
С санитарным режимом и процессной организацией в Домодедово, всегда было "на уровне", а после завершения глобального апгрейда, судя по фото, вообще...
Но вот кто снимал крупным планом родные лица с жесткой пыхой? - тому "неуд".
Больше на экскурсию не приглашать. Пусть сталеваров увековечивает.

"жесткая пыха" вообще-то была прикрыта рассеивателем и работала строго в верх
хорошо, в следующий раз, если вас не послушаются и снова куда-нибудь пригласят, то буду в лучших траициях ТВ, закрывать лица сотрудников "шашечками" :)

Пусть приглашают, это замечательно.
С восприятием мягкой критики проблемно?
А о лучших традициях ТВ, в этом контексте, расскажите кому либо другому,- не мне :-).
Желаю удачных интересных работ.Съемка дегустации мне понравилась, красочно, фактурно, и несмотря на вытянутую конфигурацию зала с колонами,- довольно интересно по ракурсам и точкам съемки.
Поверьте, я знаю о чем говорю.

ну так про лица сотрудников это ж отдельная песня... как-то было в тех окрестностях "снимать можно все кроме сотрудников - если чье-то лицо попадает в кадр, значит это снимать нельзя" :)

спасибо, буду стараться дальше :)

Саш:)
Он знает что говорит):

ольховых щепочек не видно... :)

увы - в тот момент там только котлетки жарили...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account