Aviator.ru, Сергей Мартиросян

Previous Entry Share Next Entry
Это достойно Вашего внимания или Как заправляют самолеты
aviator_ru
Аэропорт это хитросплетение великого множества: человеческих судеб, взлетов- посадок, чемоданов-сумок, груза и пассажиров. Но одно хитросплетение практически всегда остается "за бортом" внимания как пассажиров, так и встречающих. Это сплетение труб. Топливных труб. Топливо это неотъемлемая часть аэродромной и аэропортовой жизни.
Предлагаю Вам ознакомиться с рассказом Юли Лорис relax_action о топливо-запровочном комплексе Московского аэропорта Домодедово.


Оригинал взят у relax_action в Как заправляют самолеты
Многие из нас летали самолетами не только широко известного авиаперевозчика, но и другими авиакомпаниями. Кто-то м.б. обращал внимание на заправку самолета перед вылетом, но не многие знают какой путь проходит топливо от поставщика до выдачи воздушному судну. А путь очень интересный и многоемкий.



Под катом рассказ в картинках.


02. Как принято говорить "мне удалось попасть", а на самом деле меня пригласили посетить топливозаправочный комплекс московского аэропорта Домодедово. Основная задача топливозаправочного комплекса (ТЗК) - обеспечение бесперебойной и безопасной заправки воздушных судов кондиционными горюче-смазочными материалами с учетом требований международных стандартов.


03. Одним из операторов по заправке воздушных судов в Домодедово, является Domodedovo Fuel Services - на данный момент крупнейший оператор в России и СНГ (про остальных чуть ниже). Сливная эстакада для приема топлива – именно отсюда начинается путь авиатоплива, поступающего в Domodedovo Fuel Services по железной дороге.


04. Сливная эстакада обеспечивает одновременный слив авиационного керосина с 22 железнодорожных цистерн. В день слив осуществляется в среднем три раза, т.е. 66 цистерн в сутки, а это ~ 5000 м3 авиационного топлива. Поставки топлива также осуществляются через трубопровод, в процентном соотношении поставки ж/д / трубопровод составляет 70/30.


05. Куда же сливают топливо? У Domodedovo Fuel Services есть два резервуарных парка (приемный и расходный) для приема, хранения и подготовки авиационного топлива перед его подачей на заправку воздушных судов. Емкость приемного и расходного резервуарного парков составляет 15 000 и 34 000 м3 соответственно.

Данные объекты связаны между собой магистральным топливопроводом протяженностью около 5 километров.

06. Поставку и продажу топлива авиакомпаниям в аэропорту Домодедово осуществляют различные операторы: «ЛукОйл», «ГазпромНефть», ТНК-ВР, «Шелл и Аэрофьюэлз» и сам Domodedovo Fuel Services.


07. Но вернемся чуть ранее. Как же наше топливо себя чувствует? Просто взяли и слили в резервуар? НЕТ! Все топливо, которое поступает в аэропорт, еще до слива в резервуары, уже под контролем. Первый - входной контроль. При приеме каждой партии, забираются пробы, для идентификации поступившего продукта из средства транспортировки. В среднем это три литра для лабораторных исследований, а также арбитражная проба.


08. Все пробы поступают в высокотехнологичную лабораторию. Лаборатория оснащена новейшим оборудованием, часть которого закупалась Домодедово впервые среди аэропортов России и СНГ. Некоторые приборы компании-производители оборудования специально устанавливали в лабораторию на апробацию. А после испытаний это оборудование приобреталось для лаборатории.
В лаборатории проходят исследование не только авиатоплива, но и спецжидкости (например, противообледенительная, противокристаллизационная), авиамасла и гидрожидкости, используемые в системах ВС.


09. Входная проверка - не единственная. После слива продукта в резервуары склада, топливо проходит второй контроль - приёмный. Здесь уже топливо тестируется строго в соответствии с ГОСТом по 11 показателям: плотность, фракционный состав...


10. кинематическая вязкость, кислотность, температура вспышки в закрытом тигле...


11.


12. содержание водорастворимых кислот и щелочей, взаимодействие с водой, концентрация фактических смол…


13. содержание воды и механических примесей, температура начала кристаллизации.


14. Топливо, поступив из приемного в расходный резервуар, проходит приемный анализ по 11 показателям ГОСТа и после проверки на него выписывается Паспорт качества, который является основанием для выдачи авиатоплива на заправку в воздушные суда.

Третий контроль - аэродромный - это уже дополнительная проверка подготовленности и чистоты авиатоплива перед выдачей в воздушное судно. На этом этапе контроля выделенный резервуар во втором парке - расходном складе (общая емкость расходного склада 34 000 м3)- проверяется на чистоту и ему выдается Паспорт качества. На этом этапе проверяются топливозаправщики и заправочные агрегаты, им выдается контрольный талон, который подтверждает, что заправочное средство работает исправно и выдает качественное топливо.


15. Как авиакеросин попадает в топливные баки самолёта? Для этого в аэропорту используется специальная техника: топливозаправщики,


и заправочные агрегаты, которые закачивают авиакеросин в топливные баки воздушных судов напрямую из топливопроводной системы Центральной заправки самолетов (проложенной под искусственным покрытием перрона аэродрома). На ряде мест стоянок в ДМЕ выведаны гидрантные колодцы с топливными гидрантами, к которым подключается заправочный агрегат.


В аэропорту Домодедово топливозаправщики и заправочные агрегаты используются в соотношении 60/40.


16. Для поддержания постоянного давления в системе ЦЗС работает насосная станция.


17. В резервуаре на выдаче, в насосной станции, в топливозаправщиках стоят специальные фильтры, которые обеспечивают дополнительную фильтрацию топлива.


18. Парк топливозаправочной техники включает в себя машины, оборудованные гидравлической подвеской, позволяющей регулировать высоту.


19. Заправочные агрегаты, которые подключаются прямо на перроне к ЦЗС и производят заправку судов. В планах стоит дополнительное оснащение стоянок воздушных судов системой ЦЗС в рамках реализации программы по реконструкции перрона аэродрома.


20. Топливозаправщики вместимостью от 10 до 60 м3, обеспечивающие заправку всех видов отечественных и зарубежных воздушных судов, включая самый большой в мире пассажирский авиалайнер Airbus А380.


21. В парке также есть низкопрофильные топливозаправщики, осуществляющие заправку самолетов типа А319 и А320 "в крыло" без применения дополнительных приспособлений.


22.


23. Компьютеризированные пункты налива топливозаправщиков.


24. При заправке топливозаправщика, а потом им воздушного судна все параметры по заливке топлива отображаются на специальном пульте управления.


25. Небольшое отступление. Заправить воздушное судно - не просто воткнуть шланг и ждать, когда топливо перельется из топливозаправщика. При заправке воздушного судна, в обязательном порядке делается заземление борта и топливозаправщика. Оператор топливозаправщика (см. правую руку) держит прибор контроля оператора «DEADMAN». Через определенное количество времени оператор должен нажимать на кнопку, тем самым подтверждая, что с ним все нормально. В случае не отзыва оператора - заправка прекращается.


26. В рамках проекта Технологии будущего DME проводится внедрение автоматизированной системы учета топлива. Каждый топливозаправщик, резервуар оснащается передатчиком, который будет передавать информацию о количестве полученного/отданного топлива. Это позволяет оперативно и точно получать информацию об изменении объемов поставляемого и хранимого топлива.
Пример на резервуаре - слева


27. На топливозаправщике


28. В самом начале я обещала рассказать про других операторов по заправке воздушных судов. В настоящий момент в Домодедово работают два оператора по заправке топливом - Domodedovo Fuel Services и «Шелл и Аэрофьюэлз». Наравне с ними возможность хранить и продавать топливо авиакомпаниям с услугой заправки «в крыло» предоставлена компаниям "Газпромнефть-Аэро", "ЛукОйл-Аэро" и "ТНК-ВР".


29. У авиакомпаний есть возможность выбирать как поставщика топлива, так и поставщика услуг по заправке, исходя из собственных потребностей, ни один из поставщиков авиатоплива не имеет доминирующего положения. При этом авиакомпаниям, начиная с 2000 года (раньше чем в других воздушных гаванях России), предоставлена возможность самостоятельно закупать и хранить топливо на ТЗК.


30. Выбирайте себе авиакомпанию, а она позаботится о выборе авиатопливозаправки. Возможность выбора сказывается на ценах: тарифы на заправку и хранение авиатоплива в Домодедово ниже, чем в других аэропортах МАУ: по сравнению с Внуково на 46%, а с Шереметьево – на 15%.


Отдельное спасибо за приглашение пресс-службе аэропорта Домодедово и лично Павлу Брагину и Елене Селянченковой. А также сотрудникам Domodedovo Fuel Services за интересный рассказ и гостеприимство.




promo aviator_ru february 15, 10:00 44
Buy for 50 tokens
Друзья! Возможно вы помните, в марте прошлого года в рамках проекта Aviator.ru "Полет ради Полета" 120 авиапутешественников, вооруженных до зубов фото и видеотехникой, совершили перелет по маршруту Москва - Нарьян-Мар-Москва. Еще тогда я задумался о том, возможно ли добраться из Москвы в…

  • 1
И правда интересно! и когда только Юля успевает ))) и на споттинге побывать и заправку поснимать! молодец

ну не во всех же аэропортах?!

что именно? ЦЗС ?

(Deleted comment)
там есть еще такие изюминки:)
правда уже мало используются:)
МАЗ шестиосный:)))) как тебе?)))

(Deleted comment)
как проще заправлять свои легковушки,подъехал,воткнул шланг ,оплати и заправляйся.А тут скока возни и времени уходят на заправку самолета.Но это понятно,ведь самолеты очень ответственный транспорт,с ним шутки плохи,в отличие от машины,имеющей четыре точки опоры,у самолета нет никаких точек опор,кроме стоянок на земле)

и это еще только верхушка айсберга:)

Дня три-четыре назад, по "Москва-24" был про это репортаж.

Ясен пень, вопросы )))

1 Другой конец трубопровода где находится? Который альтернатива жд цистернам.
2 А318 и А321 в крыло не заправляют?
3 Сколько человек составляют экипаж топливозаправщика? Шофер и оператор одно лицо?
4 "Тарифы на заправку и хранение авиатоплива в Домодедово ниже, во Внуково на 46%" - т.е. топливо в ДМЕ на 46% дешевле? Или какая математика?

Спасибо за репорт! )))

Re: Ясен пень, вопросы )))

отвечу на 1,2 и 3 :) по памяти :)

Пункт 1:)
С огромной нефтебазы в окрестностях аэропорта:)))

Пункт 2 :)
Они могут заправлять любой тип и конечно в крыло :) а как иначе:)
Но:)
Низкопрофильные топливозаправщики ТЗА-18-1823 могут запросто вставать под крыло самолета A319 и A320, так как кабина у них низкая:)

Дальше цитата:
Эти самолеты имеют отличительную особенность — бортовой заправочный штуцер расположен на крыле самолета на высоте около 3,2 м. Это очень низко для обычных топливозаправщиков, что делает невозможным заправку указанных выше типов ВС из-под крыла обычными топливозаправщиками.

Высота низкопрофильного топливозаправщика - 2,75 м, он построен на базе низкорамного автомобильного шасси Mercedes-Benz Axor 1823L с колесной формулой 4×2 и двигателем 170 кВт (231 л.с.).

Шасси оснащено регулируемой пневмоподвеской передней и задней осей, что позволяет как преодолевать какие-либо препятствия при движении по перрону, так и обеспечивать минимальный дорожный просвет при маневрах под крылом ВС.

Топливозаправщик имеет цистерну вместимостью 18 000 литров и оснащен подъемной платформой. Для уменьшения габаритной длины специальное оборудование топливозаправщика размещено с обеих сторон рамы под цистерной, это позволило сделать топливозаправщик не только низким, но и коротким. Это особенно важно для маневрирования между самолетами в условиях перрона аэропорта.

Пункт 3:) Локомотив обслуживается в одно лицо:)))

Как то так:)

Edited at 2012-10-02 01:48 pm (UTC)

уже у Юльки прочитал - круто, слушай. что же ты раньше не обращал мое внимание на заправку из-под полотна перрона? мы бы на споттинге этому внимание уделили

не обращал :))) у аэропорта много тайн :) поверь :)

Сереж, как всегда, очень интересно :-)

Но репортаж увы не мой:)))

Отличнейший рассказ и спасибо за перепост!

Вам спасибо, что прочитали

  • 1
?

Log in

No account? Create an account