Aviator.ru, Сергей Мартиросян (aviator_ru) wrote,
Aviator.ru, Сергей Мартиросян
aviator_ru

Category:

НПО им. С.А.Лавочкина или 20 лет спустя

Я долго думал о том, как написать рассказ о посещении  НПО им. С.А.Лавочкина.
Каждый раз воспоминания переносили меня на 20 лет назад: я, будучи студентом МАИ, приезжал к папе на работу и ждал его у проходной.

Попасть за забор предприятия и посмотреть  рабочее место отца для меня было мечтой. Мечтой, которая сбылась 20 лет спустя.
Мечта сбылась благодаря приглашению ребят из сообщества СССР-2061, которое я принял с большой радостью.
Грустно, что папы уже нет с нами, но мне было приятно узнать, что его помнят и говорят о нем так, будто он сидит за своим рабочим столом
в соседнем заводском корпусе. Программа  мероприятия  согласовывалась сильно заранее даты посещения, поэтому на сей раз мне не удалось
попасть на рабочее место моего отца. Но мне обещали, что я могу прийти в любое время и побывать там. Это замечательно!
Давайте приоткроем немного завесу тайны этого знаменитого космического предприятия и побываем там, за проходной, где нас с вами еще не было.

IMG_9437
На снимке :
Истребитель Ла-5 - одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942 г., установленный около проходной предприятия.


1. Это неприметное серое здание спряталось за забором в 50 метрах от вечностоящего в пробках Ленинградского шоссе.
Вряд ли водители и пассажиры проносящихся мимо него автомобилей знают, что отсюда начались дорога в космос к Луне, Марсу, Венере, Солнцу.
НПО им. С.А.Лавочкина - одно из ведущих в России предприятий по разработке и практическому использованию непилотируемых средств для
исследования космического пространства, небесных тел, а также для решения задач, связанных с укреплением обороноспособности страны.
IMG_9447

2. Пройдя паспортный контроль документов и сверку списков, мы попадаем на территорию предприятия, где видим еще один пункт досмотра и контроля.
Как нам объяснили наши сопровождающие, территория предприятия разделена на две зоны – общедоступную и с ограниченным доступом, что легко
объяснимо тем, что предприятие все еще выпускает продукцию военного назначения, а грифы "ДСП" и "СС" никто не отменял.
В зоне ограниченного доступа находятся цеха и все, что связано с космосом и военным заказом; в общедоступной зоне – дирекция, музей и прочие объекты.
IMG_9331

3. На "закрытой" территории находится так называемый "Ангар-18". "Ангар 18" - фильм режиссёра Джеймса Л. Конуэя, вышедший на мировые экраны
аж в 1980 году. В нем рассказывалось о неком секретном объекте, где американские власти скрывали от мировой общественности все, что связано с
пришельцами и НЛО.
В нашем же случае под ироническим названием "Ангар-18" спрятан цех по реставрации и макетированию космических аппаратов
и хранятся там не корабли пришельцев, а наши космические станции, летавшие в космос к Марсу, Венеру и Луне.

IMG_9284

4. Экспозиция собрана и поддерживается в хорошем состоянии благодаря стараниям легендарного  человека и инженера  Комаева Руслана
Владимировича, его единомышленников и руководства предприятия. В планах Руслана Владимировича и руководства предприятия создание
детского космического центра, который сможет дать маленьким детям и ребятам постарше знания о космосе и его тайнах.
IMG_9290

5. В запаснике цеха  стоят полноразмерные макеты автоматических межпланетных станций, которые не вошли в состав основной экспозиции,в прямом
смысле это слова. Ходовая модель Луноход-2, технологический макет станции  «Венера-7» , астрофизическая обсерватория «Гранат» и т.д.
Там столько всего интересного!
IMG_9292

6. "Луноход-2" - второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов «Луноход» (проект Е-8).
Предназначен для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъёмки и телесъёмки Луны, проведения экспериментов с наземным лазерным
дальномером, наблюдений за солнечным излучением и прочих исследований.

IMG_9287

7. Его модель функциональна, над ней еще предстоит поработать, но уже сейчас колеса крутятся, антенна управляема, а камеры снимают.
IMG_9288

8.Не удивляйтесь, перед вами орбитальный и спускаемый модуль Apollo.
Руслан Владимирович собирал информацию о нем в интернете и планирует воссоздать его полностью и снаружи, и внутри. Пусть будет, для потомков.
IMG_9293

9. В центре ангара стоит автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и доставки лунного грунта "Луна-24".Ее запуск был осуществлен с
 космодрома Байконур 9 августа 1976 года. В результате анализа итогов этого полета было впервые получено убедительное доказательство наличия на
Луне воды – значительно раньше, чем в ходе аналогичных американских проектов Clementine (1994) и Lunar Prospector (1998)
IMG_9295

10. Межпланетная станция "Венера-13" стартовала 30 октября 1981 года, а рядом с ней находится спускаемый аппарат "Венеры-7".
IMG_9305

11. Его брат близнец 15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд,  впервые в истории совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от
 утреннего
терминатора на ночной стороне.Терминатор - это  линия светораздела, отделяющая освещённую (светлую) часть небесного тела от
неосвещённой (тёмной) части, а не Арнольд Шварценеггер как вы подумали:) Шутка!
IMG_9322

12  «Венера-4» — автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера.
Целью запуска автоматической станции «Венера-4» было — доставка спускаемого аппарата в атмосферу планеты Венера и изучение физических
параметров и химического состава атмосферы.
IMG_9297

13. Международная астрофизическая обсерватория "Гранат"(на заднем плане) - орбитальная обсерватория, разработанная совместно с Францией, Данией и Болгарией.
"Гранат" представлял собой трёхосностабилизированный космический аппарат, последний из серии аппаратов класса «Венера», произведённых в НПО.
 Аппарат был аналогичен орбитальной обсерватории «Астрон», работавшей в 1983—1989 годах. Вес космического аппарата 4,4 тонны, из них 2,3 тонны
составлял вес научной аппаратуры. Длина космического аппарата 6,5 м, размах лопастей солнечных батарей 8,5 м.
IMG_9298

14. В запаснике музея также ведется работа над воссозданием спускаемой капсулы Ю.А. Гагарина
IMG_9301

15. А также построена модель Moonbuggy, американского лунохода программы Apollo:
IMG_9302

16. Таким перед нами предстал запасник музея НПО им. С.А.Лавочкина. Если у него такой запасник, то каким должен быть сам музей?
IMG_9325

17. Музей ведет историю предприятия с 25 июня 1965 года.
Именно тогда благодаря парткому и профкому предприятия было принято решение о создание постоянно действующей выставки по истории предприятия.
IMG_9334

18. Музей находится в одном из корпусов предприятия. В двух   залах на площади 500 кв.м разместилась экспозиция, отражающая уникальные разработки фирмы за 75 лет ее деятельности.На снимке макет первой в мире межконтинентальной крылатой сверхзвуковой ракета "Буря" (1960 г.).
IMG_9354

19. Посещение музея  возможно только в составе организованных групп (от 5 до 30 человек) и  только по предварительным заявкам.
Координаты  музея: 141400, г. Химки, Московская область, ул Ленинградская, д. 24, Тел.: 575-54-67, факс: (495) 573-35-95.
IMG_9335

20. Нам повезло и помимо замечательной экскурсии, которые провели для нас сотрудники  музея и специалисты предприятия,
нам разрешили фотографировать:) Напоминаю,  что предприятие является режимным объектом и проведение фото и видеосъемки на нем очень ограничено! IMG_9341

21 Луноход-3 — третий автоматический луноход. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году советской межпланетной станцией Луна-25.
IMG_9344

22. Но запуск не состоялся и теперь он является одним из самых значимых экспонатов музея.
IMG_9350

23. Луноход-3 выставлен в посадочной конфигурации, съезжающим с посадочной ступени, за мгновение до касания колёсами поверхности Луны.
IMG_9351

24. Ближе и детально
IMG_9352

25. Еще ближе. Самоходное шасси для лунохода было создано во ВНИИ ТрансМаш , где до этого разрабатывались ходовые части советских танков.
На снимке спицованные мотор-колёса и детали независимой торсионной подвески лунохода.
IMG_9355

26. Обратите внимание на камеры телевизионной системы лунохода - они делают полученные изображения стереоскопическими.
Конструктивные отличия Лунохода-3 от предыдущих моделей заключались в размещении двух телекамер на подъемной платформе, а также
возможности одновременной передачи на Землю изображения с обеих телекамер для стереоскопического обзора местности.
IMG_9357

27. Наверное эти камеры напомнили вам одного  знаменитого мультипликационного персонажа студии  Pixar Animation.
IMG_9362

28. Но кроме этого сходства мне бы хотелось обратить ваше внимание на выражение лица объективы камер.
Мне кажется, в них читается только один вопрос: "Почему мы не полетели?!". Грустно это.
IMG_9358

29. Еще деталей...
IMG_9363

30. С наружной части лунохода  установлены  малонаправленная антенна дециметрового диапазона, четыре штыревых малонаправленных антенны
метрового диапазона, а также остронаправленная антенна на приводе, радиоизотопный нагреватель, лазерный уголковый отражатель и самоходное шасси.
IMG_9365

31. Возвращаемые капсулы   АМС Луна-16, Луна-18, Луна-20 , которые доставили на Землю около  350 грамм лунного грунта.
Их уникальность в том, что ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю.
IMG_9353

32. 24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат станции «Луна-16» массой 35 кг совершил мягкую посадку на территории СССР в 80 километрах
юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. На Землю были доставлены образцы лунного грунта, взятые в районе Моря Изобилия. IMG_9373

33. Венера-4 — автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера.
Запущена 12 июня 1967 года.
IMG_9370

34. АМС «Венера-4» состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата. Орбитальный отсек имел цилиндрическую форму и был герметичным.
В орбитальном отсеке размещались приборы радиокомплекса, системы ориентации, терморегулирования, аккумуляторные батареи и научная аппаратура.

IMG_9376

34. Remove Before Flight. На космических кораблях они тоже были, только они не так часто попадаются в кадре как самолетные.
IMG_9381

36. Угадайте как сделан этот кадр.
IMG_9390

37. Космические аппараты серии «Прогноз»  - специализированные спутники Земли, позволяющие установку на каждом из них комплекса научных
приборов, обладающих возможностью проводить длительную непрерывную передачу данных в реальном времени, предназначенные для проведения
астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей.
IMG_9384

38. Марс-3 - станция предназначена для исследования Марса как с орбиты, так непосредственно с поверхности планеты.
АМС состояла из орбитальной станции — искусственного спутника Марса и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.
IMG_9391

39. Посадка спускаемого аппарата на Марс была первой в мире и пока единственной в советско-российской космонавтике.
IMG_9393

40. Элементы солнечной батареи
IMG_9398

41. Ультрафиолетовый телескоп автоматической станции для астрофизических наблюдений "Астрон" и Сергей Рябцев
IMG_9403

42. АМС «Фобос» — серия советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для исследования Марса и его спутника Фобоса.
IMG_9411

43. Испытательный макет прибора оценки проходимости — Фобос, автоматическая самоходная мини-станция для исследования спутника Марса.
Это своеобразный робот-попрыгунчик весом 43 кг. Он должен был быть сброшен на Фобос 5 апреля 1989 года со станции Фобос-2.
Но 27 марта 1989 года контакт со станцией был потерян. Дальнейшая её судьба неизвестна. IMG_9409

44.От прошлого к настоящему.
Унифицированная микроплатформа "Карат". На ее базе можно создать микроспутники различного назначения – для проведения исследований по
изучению Солнца и солнечно–земных связей, по наблюдению малых тел Солнечной системы, по проведению экспериментов в области астрофизики,
для наблюдения Земли из космоса в интересах фундаментальных космических исследований и т.д.
IMG_9434

45. "Фрегат" - универсальный разгонный блок, который может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжелого классов.
Применяется для выведения космического аппарата на опорную орбиту искусственного спутника Земли; выведения космического аппарата с опорной
орбиты на высокоэнергетические орбиты, в том числе на геостационарную и геопереходную; ориентации и стабилизации головного блока на пассивном
и активном участке полета.

IMG_9428

46. На этом завершилась наша экскурсия по предприятию, но не закончилось наше мероприятие.
Вы знаете, что такое пресс-конференция? Отлично! А что такое блог-конференция ?
Генеральный директор НПО им. С.А.Лавочкина Хартов Виктор Владимирович и его заместитель по персоналу Солодовников Сергей Николаевич
смогли узнать, что это такое во время дружеского чаепития.


IMG_9412

47. Виктор Владимирович впервые встречался с блогерами -любителями космоса и ему было интересно узнать их мнение о том, происходит сейчас в
российской космонавтике.

IMG_9417

48. Виктор Владимирович с азартом рассказывал о перспективах создания  Объединенной ракетно-космической корпорации...
IMG_9421

49.  А также с восторгом отнесся к их интересным предложениям. Каким?
Всему свое время и я расскажу об этом более подробно, когда все будет решено:)
IMG_9423

50. Мы уходили с территории НПО потрясенные увиденным и услышанным.
Здесь ковалась история советской и российской космонавтики. Об истории надо обязательно помнить.
А путь в космос начинается с авиации, поэтому самолет у проходной – хорошее напоминание об этом.

IMG_9333

50. И пусть  его дорога в небо закрыта свежепостроенным офисным зданием, вашу дорогу к небу вы прокладываете себе сами.
IMG_9438

50.  Когда я написал о приглашении на это мероприятие, то за один день его  организаторы получили  более 60 заявок!!!
Первая группа счастливчиков состояла всего из 12 человек, а как же остальные?
О них не забыли и в эту субботу на предприятии побывает еще одна группа любителей авиации и космонавтики!
Нас ждут еще новые репортажи!!l
IMG_9446

И в заключении традиционные благодарности:

Сотрудникам НПО им. С.А.Лавочкина:
Генеральному директору Хартову Виктору Владимировичу
Заместителю генерального директора по персоналу Солодовникову Сергею Николаевичу
Помощнику генерального конструктора по науке Ефанову Владимиру Владимировичу
Первому заместителю генерального директора Комаеву Руслану Владимировичу
и моему отцу, инженеру-конструктору Мартиросяну Вячеславу Цатуровичу за то, что он привил мне любовь к его работе и космосу
Непосредственным организаторам мероприятия :
Сhabardabyt (zelenyikot) и archy13_ (archy13)

И всем, всем, всем кто был со мной в тот день и прочел этот репортаж:)


Ссылки на другие публикации по теме:

i1111i: НПО им.Лавочкина. Романтика космоса часть 1, часть 2
metalyuga: НПО им.Лавочкина: часть 1, часть 2


Информация взята с сайта НПО им. С.А.Лавочкина, а также из Википедии.
Если кого забыл или где-то ошибся, то добавляйте и поправляйте:)



Tags: Космос, друзья, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Круиз ради круиза - снова в путешествие!

    Каждый год осенью вместе с друзьями из судоходной компанией «Созвездие» мы проводим интереснейшее мероприятие - путешествие «Круиз ради круиза». Что…

  • Я вернулся, здравствуйте!

    Дорогие друзья! Решил написать и здесь, хотя давно сюда не захаживал и ничего не писал, но я с новостью ! Мы продолжаем наши специальные кинопоказы…

  • Русский шатл - Буран!

    33 года назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой единственный космический полет многоразовый корабль «Буран». Сегодня мне вновь хочется…

promo aviator_ru february 25, 2020 12:38 146
Buy for 20 tokens
Хотя на самом деле он просто выполнял свою работу! Восхищен работой и самоотверженностью диспетчера. Все уже обсудили эту новость?:) Это Алексей Сергеевич П. Он бывший диспетчер аэропорта Усинск. Диспетчер по военнлетовски это руководитель полётов. Мне его помогли разыскать мои подписчики.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Круиз ради круиза - снова в путешествие!

    Каждый год осенью вместе с друзьями из судоходной компанией «Созвездие» мы проводим интереснейшее мероприятие - путешествие «Круиз ради круиза». Что…

  • Я вернулся, здравствуйте!

    Дорогие друзья! Решил написать и здесь, хотя давно сюда не захаживал и ничего не писал, но я с новостью ! Мы продолжаем наши специальные кинопоказы…

  • Русский шатл - Буран!

    33 года назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой единственный космический полет многоразовый корабль «Буран». Сегодня мне вновь хочется…