Aviator.ru, Сергей Мартиросян

Previous Entry Share Next Entry
НПО им. С.А.Лавочкина или 20 лет спустя
aviator_ru
Я долго думал о том, как написать рассказ о посещении  НПО им. С.А.Лавочкина.
Каждый раз воспоминания переносили меня на 20 лет назад: я, будучи студентом МАИ, приезжал к папе на работу и ждал его у проходной.

Попасть за забор предприятия и посмотреть  рабочее место отца для меня было мечтой. Мечтой, которая сбылась 20 лет спустя.
Мечта сбылась благодаря приглашению ребят из сообщества СССР-2061, которое я принял с большой радостью.
Грустно, что папы уже нет с нами, но мне было приятно узнать, что его помнят и говорят о нем так, будто он сидит за своим рабочим столом
в соседнем заводском корпусе. Программа  мероприятия  согласовывалась сильно заранее даты посещения, поэтому на сей раз мне не удалось
попасть на рабочее место моего отца. Но мне обещали, что я могу прийти в любое время и побывать там. Это замечательно!
Давайте приоткроем немного завесу тайны этого знаменитого космического предприятия и побываем там, за проходной, где нас с вами еще не было.

IMG_9437
На снимке :
Истребитель Ла-5 - одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в 1942 г., установленный около проходной предприятия.


1. Это неприметное серое здание спряталось за забором в 50 метрах от вечностоящего в пробках Ленинградского шоссе.
Вряд ли водители и пассажиры проносящихся мимо него автомобилей знают, что отсюда начались дорога в космос к Луне, Марсу, Венере, Солнцу.
НПО им. С.А.Лавочкина - одно из ведущих в России предприятий по разработке и практическому использованию непилотируемых средств для
исследования космического пространства, небесных тел, а также для решения задач, связанных с укреплением обороноспособности страны.
IMG_9447

2. Пройдя паспортный контроль документов и сверку списков, мы попадаем на территорию предприятия, где видим еще один пункт досмотра и контроля.
Как нам объяснили наши сопровождающие, территория предприятия разделена на две зоны – общедоступную и с ограниченным доступом, что легко
объяснимо тем, что предприятие все еще выпускает продукцию военного назначения, а грифы "ДСП" и "СС" никто не отменял.
В зоне ограниченного доступа находятся цеха и все, что связано с космосом и военным заказом; в общедоступной зоне – дирекция, музей и прочие объекты.
IMG_9331

3. На "закрытой" территории находится так называемый "Ангар-18". "Ангар 18" - фильм режиссёра Джеймса Л. Конуэя, вышедший на мировые экраны
аж в 1980 году. В нем рассказывалось о неком секретном объекте, где американские власти скрывали от мировой общественности все, что связано с
пришельцами и НЛО.
В нашем же случае под ироническим названием "Ангар-18" спрятан цех по реставрации и макетированию космических аппаратов
и хранятся там не корабли пришельцев, а наши космические станции, летавшие в космос к Марсу, Венеру и Луне.

IMG_9284

4. Экспозиция собрана и поддерживается в хорошем состоянии благодаря стараниям легендарного  человека и инженера  Комаева Руслана
Владимировича, его единомышленников и руководства предприятия. В планах Руслана Владимировича и руководства предприятия создание
детского космического центра, который сможет дать маленьким детям и ребятам постарше знания о космосе и его тайнах.
IMG_9290

5. В запаснике цеха  стоят полноразмерные макеты автоматических межпланетных станций, которые не вошли в состав основной экспозиции,в прямом
смысле это слова. Ходовая модель Луноход-2, технологический макет станции  «Венера-7» , астрофизическая обсерватория «Гранат» и т.д.
Там столько всего интересного!
IMG_9292

6. "Луноход-2" - второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов «Луноход» (проект Е-8).
Предназначен для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъёмки и телесъёмки Луны, проведения экспериментов с наземным лазерным
дальномером, наблюдений за солнечным излучением и прочих исследований.

IMG_9287

7. Его модель функциональна, над ней еще предстоит поработать, но уже сейчас колеса крутятся, антенна управляема, а камеры снимают.
IMG_9288

8.Не удивляйтесь, перед вами орбитальный и спускаемый модуль Apollo.
Руслан Владимирович собирал информацию о нем в интернете и планирует воссоздать его полностью и снаружи, и внутри. Пусть будет, для потомков.
IMG_9293

9. В центре ангара стоит автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и доставки лунного грунта "Луна-24".Ее запуск был осуществлен с
 космодрома Байконур 9 августа 1976 года. В результате анализа итогов этого полета было впервые получено убедительное доказательство наличия на
Луне воды – значительно раньше, чем в ходе аналогичных американских проектов Clementine (1994) и Lunar Prospector (1998)
IMG_9295

10. Межпланетная станция "Венера-13" стартовала 30 октября 1981 года, а рядом с ней находится спускаемый аппарат "Венеры-7".
IMG_9305

11. Его брат близнец 15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд,  впервые в истории совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от
 утреннего
терминатора на ночной стороне.Терминатор - это  линия светораздела, отделяющая освещённую (светлую) часть небесного тела от
неосвещённой (тёмной) части, а не Арнольд Шварценеггер как вы подумали:) Шутка!
IMG_9322

12  «Венера-4» — автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера.
Целью запуска автоматической станции «Венера-4» было — доставка спускаемого аппарата в атмосферу планеты Венера и изучение физических
параметров и химического состава атмосферы.
IMG_9297

13. Международная астрофизическая обсерватория "Гранат"(на заднем плане) - орбитальная обсерватория, разработанная совместно с Францией, Данией и Болгарией.
"Гранат" представлял собой трёхосностабилизированный космический аппарат, последний из серии аппаратов класса «Венера», произведённых в НПО.
 Аппарат был аналогичен орбитальной обсерватории «Астрон», работавшей в 1983—1989 годах. Вес космического аппарата 4,4 тонны, из них 2,3 тонны
составлял вес научной аппаратуры. Длина космического аппарата 6,5 м, размах лопастей солнечных батарей 8,5 м.
IMG_9298

14. В запаснике музея также ведется работа над воссозданием спускаемой капсулы Ю.А. Гагарина
IMG_9301

15. А также построена модель Moonbuggy, американского лунохода программы Apollo:
IMG_9302

16. Таким перед нами предстал запасник музея НПО им. С.А.Лавочкина. Если у него такой запасник, то каким должен быть сам музей?
IMG_9325

17. Музей ведет историю предприятия с 25 июня 1965 года.
Именно тогда благодаря парткому и профкому предприятия было принято решение о создание постоянно действующей выставки по истории предприятия.
IMG_9334

18. Музей находится в одном из корпусов предприятия. В двух   залах на площади 500 кв.м разместилась экспозиция, отражающая уникальные разработки фирмы за 75 лет ее деятельности.На снимке макет первой в мире межконтинентальной крылатой сверхзвуковой ракета "Буря" (1960 г.).
IMG_9354

19. Посещение музея  возможно только в составе организованных групп (от 5 до 30 человек) и  только по предварительным заявкам.
Координаты  музея: 141400, г. Химки, Московская область, ул Ленинградская, д. 24, Тел.: 575-54-67, факс: (495) 573-35-95.
IMG_9335

20. Нам повезло и помимо замечательной экскурсии, которые провели для нас сотрудники  музея и специалисты предприятия,
нам разрешили фотографировать:) Напоминаю,  что предприятие является режимным объектом и проведение фото и видеосъемки на нем очень ограничено! IMG_9341

21 Луноход-3 — третий автоматический луноход. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году советской межпланетной станцией Луна-25.
IMG_9344

22. Но запуск не состоялся и теперь он является одним из самых значимых экспонатов музея.
IMG_9350

23. Луноход-3 выставлен в посадочной конфигурации, съезжающим с посадочной ступени, за мгновение до касания колёсами поверхности Луны.
IMG_9351

24. Ближе и детально
IMG_9352

25. Еще ближе. Самоходное шасси для лунохода было создано во ВНИИ ТрансМаш , где до этого разрабатывались ходовые части советских танков.
На снимке спицованные мотор-колёса и детали независимой торсионной подвески лунохода.
IMG_9355

26. Обратите внимание на камеры телевизионной системы лунохода - они делают полученные изображения стереоскопическими.
Конструктивные отличия Лунохода-3 от предыдущих моделей заключались в размещении двух телекамер на подъемной платформе, а также
возможности одновременной передачи на Землю изображения с обеих телекамер для стереоскопического обзора местности.
IMG_9357

27. Наверное эти камеры напомнили вам одного  знаменитого мультипликационного персонажа студии  Pixar Animation.
IMG_9362

28. Но кроме этого сходства мне бы хотелось обратить ваше внимание на выражение лица объективы камер.
Мне кажется, в них читается только один вопрос: "Почему мы не полетели?!". Грустно это.
IMG_9358

29. Еще деталей...
IMG_9363

30. С наружной части лунохода  установлены  малонаправленная антенна дециметрового диапазона, четыре штыревых малонаправленных антенны
метрового диапазона, а также остронаправленная антенна на приводе, радиоизотопный нагреватель, лазерный уголковый отражатель и самоходное шасси.
IMG_9365

31. Возвращаемые капсулы   АМС Луна-16, Луна-18, Луна-20 , которые доставили на Землю около  350 грамм лунного грунта.
Их уникальность в том, что ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю.
IMG_9353

32. 24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат станции «Луна-16» массой 35 кг совершил мягкую посадку на территории СССР в 80 километрах
юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. На Землю были доставлены образцы лунного грунта, взятые в районе Моря Изобилия. IMG_9373

33. Венера-4 — автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера.
Запущена 12 июня 1967 года.
IMG_9370

34. АМС «Венера-4» состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата. Орбитальный отсек имел цилиндрическую форму и был герметичным.
В орбитальном отсеке размещались приборы радиокомплекса, системы ориентации, терморегулирования, аккумуляторные батареи и научная аппаратура.

IMG_9376

34. Remove Before Flight. На космических кораблях они тоже были, только они не так часто попадаются в кадре как самолетные.
IMG_9381

36. Угадайте как сделан этот кадр.
IMG_9390

37. Космические аппараты серии «Прогноз»  - специализированные спутники Земли, позволяющие установку на каждом из них комплекса научных
приборов, обладающих возможностью проводить длительную непрерывную передачу данных в реальном времени, предназначенные для проведения
астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей.
IMG_9384

38. Марс-3 - станция предназначена для исследования Марса как с орбиты, так непосредственно с поверхности планеты.
АМС состояла из орбитальной станции — искусственного спутника Марса и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.
IMG_9391

39. Посадка спускаемого аппарата на Марс была первой в мире и пока единственной в советско-российской космонавтике.
IMG_9393

40. Элементы солнечной батареи
IMG_9398

41. Ультрафиолетовый телескоп автоматической станции для астрофизических наблюдений "Астрон" и Сергей Рябцев
IMG_9403

42. АМС «Фобос» — серия советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для исследования Марса и его спутника Фобоса.
IMG_9411

43. Испытательный макет прибора оценки проходимости — Фобос, автоматическая самоходная мини-станция для исследования спутника Марса.
Это своеобразный робот-попрыгунчик весом 43 кг. Он должен был быть сброшен на Фобос 5 апреля 1989 года со станции Фобос-2.
Но 27 марта 1989 года контакт со станцией был потерян. Дальнейшая её судьба неизвестна. IMG_9409

44.От прошлого к настоящему.
Унифицированная микроплатформа "Карат". На ее базе можно создать микроспутники различного назначения – для проведения исследований по
изучению Солнца и солнечно–земных связей, по наблюдению малых тел Солнечной системы, по проведению экспериментов в области астрофизики,
для наблюдения Земли из космоса в интересах фундаментальных космических исследований и т.д.
IMG_9434

45. "Фрегат" - универсальный разгонный блок, который может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжелого классов.
Применяется для выведения космического аппарата на опорную орбиту искусственного спутника Земли; выведения космического аппарата с опорной
орбиты на высокоэнергетические орбиты, в том числе на геостационарную и геопереходную; ориентации и стабилизации головного блока на пассивном
и активном участке полета.

IMG_9428

46. На этом завершилась наша экскурсия по предприятию, но не закончилось наше мероприятие.
Вы знаете, что такое пресс-конференция? Отлично! А что такое блог-конференция ?
Генеральный директор НПО им. С.А.Лавочкина Хартов Виктор Владимирович и его заместитель по персоналу Солодовников Сергей Николаевич
смогли узнать, что это такое во время дружеского чаепития.


IMG_9412

47. Виктор Владимирович впервые встречался с блогерами -любителями космоса и ему было интересно узнать их мнение о том, происходит сейчас в
российской космонавтике.

IMG_9417

48. Виктор Владимирович с азартом рассказывал о перспективах создания  Объединенной ракетно-космической корпорации...
IMG_9421

49.  А также с восторгом отнесся к их интересным предложениям. Каким?
Всему свое время и я расскажу об этом более подробно, когда все будет решено:)
IMG_9423

50. Мы уходили с территории НПО потрясенные увиденным и услышанным.
Здесь ковалась история советской и российской космонавтики. Об истории надо обязательно помнить.
А путь в космос начинается с авиации, поэтому самолет у проходной – хорошее напоминание об этом.

IMG_9333

50. И пусть  его дорога в небо закрыта свежепостроенным офисным зданием, вашу дорогу к небу вы прокладываете себе сами.
IMG_9438

50.  Когда я написал о приглашении на это мероприятие, то за один день его  организаторы получили  более 60 заявок!!!
Первая группа счастливчиков состояла всего из 12 человек, а как же остальные?
О них не забыли и в эту субботу на предприятии побывает еще одна группа любителей авиации и космонавтики!
Нас ждут еще новые репортажи!!l
IMG_9446

И в заключении традиционные благодарности:

Сотрудникам НПО им. С.А.Лавочкина:
Генеральному директору Хартову Виктору Владимировичу
Заместителю генерального директора по персоналу Солодовникову Сергею Николаевичу
Помощнику генерального конструктора по науке Ефанову Владимиру Владимировичу
Первому заместителю генерального директора Комаеву Руслану Владимировичу
и моему отцу, инженеру-конструктору Мартиросяну Вячеславу Цатуровичу за то, что он привил мне любовь к его работе и космосу
Непосредственным организаторам мероприятия :
Сhabardabyt (zelenyikot) и archy13_ (archy13)

И всем, всем, всем кто был со мной в тот день и прочел этот репортаж:)


Ссылки на другие публикации по теме:

i1111i: НПО им.Лавочкина. Романтика космоса часть 1, часть 2
metalyuga: НПО им.Лавочкина: часть 1, часть 2


Информация взята с сайта НПО им. С.А.Лавочкина, а также из Википедии.
Если кого забыл или где-то ошибся, то добавляйте и поправляйте:)




promo aviator_ru june 28, 11:00 2
Buy for 50 tokens
Настал момент рассказать все-всем-всем, что мы снова придумали очень интересный и как всегда неповторимый«Полёт ради Полёта». В этот раз мы даже не покинем пределы Москвы, но уникальность программы от этого совсем не пострадает. 4 августа мы планируем вылететь из VIP-терминала…

Серега, супер пост!
С таким интересом почитал!

Спасибо Вань!
Киев на подходе:)

+10500!!!!!!!!!!! Классно написано.И приятно читать теплые чувства к отцу,значит,тебе повезло с отцом.Многие мальчишки мечтают о таком отце. Кстати,еще раз спасибо за приглашение на экскурсию и оргкомитету СССР-2061!

У меня был самый лучший отец!

Спасибо за пост. Давно там не был. А вот дружественная рабочая атмосфера даже по фоткам видна. Даже на производственных совещаниях было приятно находиться.

Серег, 13й кадр - это Луна-24, как и на 9й фото :) Спасибо тебе за анонс и компанию, и правда было очень интересно!

Прекрасно, что наконец-то начинают открываться даже такие закрытые двери, и можно прикоснуться к истории.
Спасибо за репортаж, Серёж!))

Рад что понравилось Олежка!

Замечательный фоторепортаж!) Спасибо за ссылки на др репортажи.

зы
а я вот все никак не рожу))) думаю на этой неделе закончу)

очень сложно писать, когда уже так много написали:)

Проникновенно...

белоснежно вам завидовала :) супер фотографии! очень интересно))
ссылку своему папе отправила :)

Интересно и очень близко мне, как выпускнику факультета прикладной космонавтики) Спасибо Серёг)

Очень интересно, большое спасибо.

Мой дядя около 30 лет отработал на "Лавке". Уже лет пять как ушел оттуда инженером по коммунальным системам в банк :-(

Отличный репортаж!

Супер! С большим интересом прочитал репортаж о новом для себя предприятии...Жаль, что я не в Москве живу...видел твой клич с большим бы удовольствием откликнулся...

Сергей! Очень интересный репортаж, и музей интересный. А можно ли "примазаться" к уже идущим группам? Фотка - угадайка - отражение?

Не отражение:)
По вопросу примазаться к организаторам :)

?

Log in

No account? Create an account