?

Log in

No account? Create an account

Aviator.ru, Сергей Мартиросян

Previous Entry Share Next Entry
Управляя полётами
aviator_ru
Для обывателя воздушное пространство – это как поле, как море. Пересекать его пешком, или на лодочке, кажется, можно в любом направлении. И места на всех хватит, и всегда можно разминуться. В авиации было именно так, пока самолетов было мало, а скорости полета невысокие. А теперь загруженные аэропорты каждую минуту провожают в небо лайнеры, разгоняющиеся до 800-900 км/час. Посмотрите на Флайтрадар, и сразу станет ясно, что без управления над нашими головами будет такая куча-мала, что без столкновений не обойтись. И ведь синяками и помятыми фарами не отделаешься... Так что в том, что авиация – самый безопасный вид транспорта, очень большую роль играют диспетчеры, которые управляют воздушным движением.

У диспетчеров, в отличие от регулировщиков на перекрёстках, есть преимущество – им не надо висеть на вертолетах на пересечениях воздушных трасс. Они работают в комфортных условиях, общаясь с экипажами по радиосвязи. Но, в отличие от дорожных служб, здесь общение персонализированное: диспетчер ведет радиообмен со всеми бортами в зоне своей ответственности.

Ладно, пора бы и фотографии посмотреть. И повод для этого отличный: в Екатеринбурге открылся укрупненный центр Единой системы организации воздушного движения.
01


Открывали его министр транспорта Евгений Дитрих (он единственный в головном уборе), руководитель Росавиации Александр Нерадько (справа), генеральный директор Госкорпорации по ОрВД Игорь Моисеенко (слева) и замгубернатора Свердловской области Сергей Швиндт. По традиции перерезали ленточку.
02

Потом гости пошли смотреть, что находится внутри здания укрупненного центра. Мы там побывали заранее, все рассмотрели и обо всем подробно расспросили. К примеру, это комната, в которой диспетчеры перед заступлением на смену проходят брифинг. Какие ожидаются метеоусловия, где будут проводиться учения, откуда и куда проследуют литерные рейсы – обо всем этом диспетчеров оповестят заранее03.

В зональном центре осуществляется планирование. Информация о воздушных судах, которые будут выполнять полеты в зоне ответственности филиала "Аэронавигация Урала", поступает со всех сторон. Что-то – из Москвы, где находится главный цент, что-то с мест, частные владельцы могут через интернет подать сведения о предстоящем полете в пространстве G всего за полчаса до вылета. А вот о полете магистрального авиалайнера надо заявить за 20 часов. Все флайт-планы заносятся в план, что позволяет заблаговременно расставить всех по трассам и эшелонам, не допуская "заторов" и "толчеи".
04

Раньше диспетчерам приходилось очень много информации держать в голове, поминутно проводя расчеты. Теперь им помогает комплекс средств планирования "Планета-5".
05

После того, как зональный центр принял и подтвердил заявку, можно лететь. Воздушное судно подходит к границе Московской воздушной зоны и, следуя на восток, через несколько часов окажется во Владивостоке, а может и в Токио. Но какое-то время оно будет в зоне ответственности нового укрупненного центра. Здесь экипаж приветствуют диспетчеры одного из десяти секторов. Лишних вопросов не задают: на экране диспетчер видит информацию, которую готовит система "Альфа-5": позывной и тип ВС, высота и скорость, куда направляется... разве что имени КВС в информационном окошке нет. Но для управления полетами этого и не требуется.
06

Укрупненный центр собрал в одном зале диспетчеров, которые ранее работали в других городах. Здесь, в районном центре, управляют воздушными судами, которые находятся на высотах свыше 5 км. Еще месяц назад КВС связывался сначала с Кировым, потом с Пермью, а диспетчеры в этих городах по телефону общались между собой. Сейчас полет на эшелоне в зоне ответственности центра проходит под управлением из одного зала. Качество связи – отличное, используется цифровой формат, в помещении тихо, никакого эха и бубнежа. И голоса приветливые, ласковые.
07

Кстати, нагрузка на новый укрупненный центр очень большая: сегодня он находится на третьем месте в стране по количеству обслуживаемых рейсов. Больше всего (целых 60%) транзитников – тут проходят и транссибирские рейсы, и кроссполярные. Но довольно активно принимает и отправляет борта аэропорт "Кольцово". Кстати, в этом же зале работают и диспетчеры подхода, которые ведут лайнеры от высоты 5000 метров до полутора километров. Далее наступает зона ответственности диспетчера круга, который находится на вышке в аэропорту. На подходе работы много: одни набирают высоту, другие – снижаются. Но система помогает упорядочить движение, если возникает вероятность нарушения вертикальных или горизонтальных интервалов, диспетчер получает сигнал: обрати внимание, прими меры. Пара команд сближающимся бортам, и они безопасно расходятся.
08

Кроме диспетчеров, в укрупненном центре работают инженеры, которые обеспечивают надежную работу локаторов, средств связи, серверов, прочего оборудования.
09

Кстати, все автоматизированные системы – отечественного производства, используют отечественный специализированный софт. Базовое оборудование от именитых производителей, операционные системы – с открытым кодом. Так что санкции не страшны.
10

Мы привыкли к тому, что диспетчер – это человек, который сидит в большом зале, смотрит в зеленый монитор и что-то постоянно говорит в микрофон. Но посещение нового здания укрупненного центра позволило взглянуть и на другую сторону медали – на бытовые условия. К услугам работников вместительные шкафы-купе и индивидуальные ячейки.
11

В комнате отдыха диспетчеры пока не обжились: цветов нет. Но уже есть тренажеры и нарды.
12

Смена длится 10 часов, на протяжении которых диспетчеры обязательно должны делать перерывы. Например, на чаепитие с конфетами.
13

Только вот конфеты с коньяком запрещены. И вообще диспетчер должен быть предельно сконцентрирован, внимателен. Так что перед сменой – обязательный контроль.
14

Первые рабочие дни пролетели стремительно, оставив след в статотчетах. Первые 100, 200, 500, 1000 обслуженных бортов. Поздравляем коллег с новосельем! Пусть на новом месте работается хорошо.
15

Олег Пантелеев, Aviaport.ru специально для Aviator.ru.
Фото - Пресс-служба ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
.



Recent Posts from This Journal

  • Обо мне

    В этом блоге я делюсь с вами своими впечатлениями, фотографиями, эмоциями. Я всегда стараюсь ответить на все комментарии, оставленные в моём…

  • Как улететь из Архангельска?

    Раскладываем все по полочкам про «Полет ради полета» на Ту-134 с авиакомпанией «Космос» Рейс Москва – Архангельск,…

  • Архангельск, 7 июля, ЛЕТИМ!!!

    Дорогие друзья! Теперь мы готовы, наконец, разложить по полочкам все-все-все про грядущие «Полеты ради полеты» на Ту-134 с авиакомпанией…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Очень круто. И центр реально крутой.

  • 1